15 декабря в Орске водители такси массово сходили с линии и отказывались принимать заказы. Съемочная группа ORSK.RU взяла интервью у одного из них, а он, в свою очередь, рассказал о главном — о «столкновении» водителей, пассажиров и агрегатора, откуда берутся цены на такси и почему некоторые заказы вовсе отменяются
Александр Козлов, водитель таксиСначала хочу сказать о том, что такси очень сильно видоизменилось в своей работе. Специфика такси стала совершенно другой. Если раньше, ну, я имею в виду постсоветское государство, те, кто моего возраста и постарше, об этом помнят, существовали таксопарки и т.д. и т.п. Водители там работали на постоянной основе у государства на государственных автомобилях, где обслуживались также государством, где они получали заработную плату, то есть всё было официально. Я к чему это говорю? Им было как бы безразлично, какой заказ брать, куда ехать, кого везти, куда везти.
Александр Козлов, водитель таксиСейчас такси состоит из чего? То есть все мы, водители такси, я сейчас говорю согласно букве закона, должны быть либо самозанятыми, либо индивидуальными предпринимателями. У нас должен стоять наш автомобиль в реестре такси, у нас должно быть разрешение на перевозку пассажиров, у нас должна быть страховка именно для работы. Страховка автомобилей, имеется в виду в такси, она на порядок дороже в зависимости от года автомобиля, стажа водителя. Как обычная страховка, но дороже, потому что риски, соответственно, выше, и страховые компании цену на такие страховки подняли, потому что риски выше для них. Есть страховка ОСГОП — это страховка, когда водитель страхует пассажиров, которых он перевозит. Стоимость такой страховки в районе 4000 в год, документы, которые оформляются, которые выше перечислил, абсолютно бесплатно предоставляются через фит-сервис госуслуг.
Александр Козлов, водитель таксиВот для чего я всё это говорю сейчас? В такси очень много людей, которые кроме своей основной работы работают в сфере такси. Я ни в коем разе не против этих людей, я понимаю финансовое положение в нашей стране, у каждого лично в семье там, кому-то необходимы деньги, но они всем, в принципе, необходимы, но, пожалуйста, просьба — если вы подрабатываете, оформитесь, работайте легально. Я буду поднимать вопрос о том, что мы, ребята, вот все, кто оформились, для кого такси является основной работой и другого дохода нет, мы работаем наравне с вами, но мы оформленные, мы являемся самозанятыми ИП. Вам, кстати, тем, кто хочет подрабатывать, вы тоже можете по закону являться самозанятыми. Потому что закон есть, но закон не работает. Он работает только в крупных городах, мегаполисах, где осуществляется контроль. У нас в городе контроль абсолютно никакой в сфере такси не осуществляется. Почему? Мне непонятно.Штрафы, повторяюсь, большие.Но у нас это не работает, почему, я примерно понимаю, потому что если сейчас начать всех штрафовать, процентов 70 — это подработки в такси, и, скорее всего, не принимаются меры, не штрафуются именно из-за того, чтобы не произошел коллапс. Коллапс в том, что не будет хватать машин, но эту проблему же нужно как-то решать и что-то с ней делать, потому что те люди, которые оформились, которые вложили свои деньги, для кого эта работа постоянна, они вынуждены работать так, как они работают.
Александр Козлов, водитель таксиМы собирались 15 декабря не на забастовку, а на общение. Какая-то группа собиралась на «Ленте», какая-то группа собиралась на Гагарина. Для чего мы собирались? Мы просто сошли с линии, но это были в основном те ребята, которые работают постоянно в сфере такси. Нам нужна обратная связь именно с Яндексом, чтобы с нами советовались. Не именно с нами. Будет у нас какой-то актив, пускай их будет два, из этих двух выберем одного, с этого одного по городам с области еще одного, и пусть разговаривает с куратором. Вот парки, возможно, какую-то связь с ними поддерживают, что-то там решают. Но, насколько я знаю, ничего они решить не могут. Обратной связи в любом случае нет. Вот. Любой бизнес, из чего состоит его, так сказать, успешность и финансовая, и разная, естественно, это персонал. Я не знаю, понимают ли это в Яндексе, но я знаю, что они понимают одно: у водителей такси никакой сплоченности не будет, наверное, никогда. Я хотел бы разрушить эти рассуждения и мысли и все-таки как-то нам объединиться и что-то вместе с ними решать.
Александр Козлов, водитель таксиЛюди не могут уехать в отдаленные точки. Когда идет спрос и цена растет, они еще как-то уезжают, но когда спроса нет и, допустим, цена в среднем составляет на ОЗТП или Гудрон 200-350 рублей, то, естественно, водителю это нерентабельно — ехать туда. И неизвестно, уедет он оттуда с пассажиром или нет. Но люди заказывают такси, водитель не видит точку Б, он подъезжает, отмечается, что он на месте, видит точку Б, понимает, что ему этот заказ нерентабелен. И что он делает? Он его не отменяет, потому что он потеряет свой рейтинг, от которого зависит его поступление заказов. Он отъезжает в сторону и ждет 8 минут. Именно через 8 минут он может его отменить без потери активности. Но при этом, если заказ был по безналичному расчету, с пассажира снимается минимальная оплата за проезд.Почему это происходит? Потому что само программное обеспечение сервиса такси подразумевает это так, как будто пассажир не вышел. Что в таком случае стоит делать пассажирам? Пишите в техподдержку, вам эту сумму вернут 100%.
Александр Козлов, водитель таксиВторая проблема — это геолокация. Сейчас у нас у всех трудности с интернетом и геолокацией, все мы знаем, что они связаны с БПЛА. Люди зачастую заказывают машину, тыкают на геолокацию, не посмотрев, и занимаются своими делами и ожидают такси. Геолокация может показаться неточно. Приезжает водитель на точку, которая указана у него в приложении, а она неверная.
Александр Козлов, водитель таксиЕсли вам нужно перевести мешок цемента, лопаты, грабли, картошку, то указывайте. Вы создали заказ, у вас там есть строчка «примечание». Укажите, что у вас мешок цемента, лопаты, грабли, мешок картошки. Да, большинство водителей не поедут на этот заказ, но есть такие водители, которые приедут. Это будет лучше, если к вам приедет водитель, вы прождете его, и он скажет: «Я не повезу» и уедет.
Александр Козлов, водитель такси570 рублей. 12% — это комиссия «Яндекса». Я не беру сейчас «Гибкий» тариф и «Мой район». За «Гибкий» они снимают еще 6%, за «Мой район» еще 9%. Берем 12%, плюс налог физлица 4%, юрлица — 6%. Это 18%. И плюс еще налог от парка — еще 4%. Получается 20%.
Александр Козлов, водитель таксиПоэтому и говорим: сделайте фиксированную оплату, чтобы все работало ровно, чтобы было комфортно и водителю, и пассажиру. И можно было бы спокойно работать.И тут никто не собирается бастовать, махать флагами, просто нам нужна обратная связь.«Яндекс» сталкивает лбами водителей и пассажиров, закрывая ту же самую точку Б, о чем я и говорил.
Сейчас
Вечером
